Психоанализ

Психоанализ сегодня: Великий Ужас или Ужасное Величие.

 

Говорить о современном психоанализе так же непросто как это было и во времена его основателя Зигмунда Фрейда (06.05.1856-23.09.1939). И, на мой взгляд, дело не в спорности его теории или его категоричности, с которой он отстаивал свои идеи, а, наверно, в том духе новаторства, которым была пронизана вся его теория и этот дух жив до сих пор. Несмотря на то, что уже прошло почти 100 лет, авторы новых подходов в глубинной психологии продолжают оглядываться на учение З.Фрейда, спорить с ним, выдвигая свои идеи. Имя З.Фрейда чем-то сродни таким великим ученым как Коперник, Дарвин, Энштейн. Благодаря своей теории сексуальности как движущей силы поведения и личностного развития З.Фрейд приобрел и свою известность и стал героем массового сознания. Одни современники З.Фрейда ужаснулись его теории, другие испытали восторг и последовали за его новаторским величием. Психоанализ З.Фрейда – способ найти объективные законы душевной жизни, средство, позволяющее увидеть за словами, самомнением человека, его действиями то, что сам человек о себе не знает. Это не может не пугать, это не оставляет равнодушным даже сегодня — как Зеркало Истины, выявляющее малейшие искажения и червоточинки в нашей душе!

Бессознательное открыл не З.Фрейд, но он стал первым, кто поверил ему больше чем сознанию и посвятил все свои исследования тому, чтобы открыть его законы. И он в этом преуспел! Для понимания его теории обратимся к некоторым основным моментам:

1.  Итак, основное открытие З.Фрейда – помимо того что мы сами можем в себе наблюдать, есть еще бессознательные процессы, которые по объему гораздо большие чем осознанные и они не доступны нашему осознанию. Опытный психоаналитик может помочь клиенту реконструировать их по фрагментам – сновидений, свободных ассоциаций, нарушениям поведения (оговорки, ошибочные действия, забытые намерения, продукты творчества и т.д)

2. Фрейд считал, что душевная жизнь – это постоянные конфликты между тремя психическими инстанциями Оно (Ид), Сверх-Я (Супер–Эго) и Я (Эго).

При этом самой важной инстанцией является – Эго, как мудрый и рациональный посредник, трезво оценивающий реальность и позволяющий осуществить желания Ид, питающего своей энергией наши действия, с оглядкой на свод социальных запретов и ограничений Супер-Эго, не дающий этим желаниям проявиться напрямую, сразу. При этом Эго создает систему внутрипсихической безопасности посредством так называемых «психологических защит», позволяющих нам не осознавать того чего не хочеться, например собственных желаний, несовместимых с представлением о себе. Основные защитные механизмы были описаны самим З.Фрейдом и его учениками, среди которых особенное место занимает его дочь — Анна Фрейд.

3. Фрейд указывал на существование единого источника сил побуждающих человека – либидо или сексуальное влечение, и большая часть действий может объясняться его трансформациями. В первоначальной классификации З.Фрейд разделил инстинкты на:

а) инстинкты самосохранения или эго-инстинкты;

б) сексуальные инстинкты.

Однако конечным итогом разделения стала классификация:

а) инстинкт жизни (Эрос);

б) инстинкт смерти (Танатос).

Что движет Вами сегодня? По сути, это определяет, где в результате предпринятых действий или бездействия, Вы окажетесь завтра!

4. Сам З.Фрейд считал психоанализ терапией для «избранных», и действительно среди его клиентов были люди состоятельные, образованные и, подчас особы королевских кровей. Указывал он и на ограничения для прохождения психоанализа, среди которых самым основным был определенный интеллектуальный уровень пациента.

Говоря о психоанализе как терапии З.Фрейд в своих трудах, выделял следующие особенности:

А) «Наша терапия действует благодаря тому, что превращает бессознательное в сознательное, и лишь постольку, поскольку она в состоянии осуществить это превращение».

Б) «Приближая бессознательное к сознательному, мы уничтожаем вытесненное, устраняем условие для образования симптомов, превращаем патогенный конфликт в нормальный, который каким-то образом должен найти разрешение».

В) «Психоаналитическая работа служит самым высоким и ценным культурным целям, представляя собой хорошего заместителя безуспешного вытеснения».

Г) «Аналитическое лечение требует от врача и от больного тяжелого труда, направленного на устранение внутренних сопротивлений. Благодаря преодолению этих сопротивлений душевная жизнь больного надолго изменяется, поднимается на более высокую ступень развития и остается защищенной от новых поводов для заболевания. Эта работа по преодолению является существенной частью аналитического лечения, больной должен ее выполнить, а врач помогает ему в этом внушением, действующим в воспитательном смысле. Поэтому правильно говорилось, что психоаналитическое лечение является чем-то вроде довоспитания».

Психология давно стала наукой, а психоанализ так до сих пор и остался под сомнением. Но именно это сомнение, на мой взгляд, являеться той мотивирующей силой, которая вдохновляет современных психоаналитиков на исследования и совершенствования психоанализа. А психоаналитики и их клиенты являються движущей силой этого процесса.

Хотите участвовать в инновационных процессах в глубинной психологии – Присоединяйтесь! Ваши Открытия будут достойным результатом затраченных усилий!

Автор: Донцова Анна Константиновна — психолог-психоаналитик.